Путешествие на Соловки

solov9“Шесть веков назад на необитаемые острова приплыли первые люди. Это были монахи. В поисках полного уединения они достигли,  казалось, края земли. Красота природы и суровый климат соединившись, породили чудо Соловков. Место, куда сложно добраться, где трудно жить и откуда, однажды побывав, не хочется уезжать. Место предчувствия. Место преображения.

Слова из фильма о Соловках, который мы стали смотреть в своей деревянной комнате “Соловки-Отеля” на второй день пребывания на островах. Хотелось как-то понять: где мы и что ищем. Мы приехали сюда, потому что знали, что хоть раз в жизни побывать здесь необходимо.  Теперь осталось выяснить – этот раз в жизни – зачем?

Добирались мы на Соловки через Вологду, Кириллов, Ферапонтово, с ночевкой на Волго-балтийском канале, об этом я написала отдельную заметку, которую можно посмотреть вот здесь.

Прибытие, размещение

"Василий Косяков" - везет нас на Соловки

Корабль с настораживающим именем

Два часа пути от Кеми на теплоходе дались нам относительно легко. Мы успели обойти “Василия Косякова” с верху до низу, посидеть на груде рюкзаков, попить чай и посмотреть мультики на планшете.  На Тамарин причал мы прибыли в 10 утра. Кстати сказать, трансфер из отеля я заказать не подумала, так как везде на сайтах было написано, что здесь всё близко. Всё близко мне стало казаться, только когда мы позже сели на велосипеды. А нагруженные кучей сумок и  двумя детьми, мы не решились  преодолевать путь в 40 минут по бездорожью . Хорошо, что с нашего отеля кого-то встречали, так что приехали дополнительно и за нами (за 600р). solov6

Вся жизнь здесь сосредоточена вокруг монастыря. Это и понятно. Местные жители, которых всего-то 1000 человек, работают или при монастыре, музее, или в гостиницах. И много сезонных приезжих. Например, как нам сказали в “Соловки-Отеле” вся обслуга, включая очень крутого шеф-повара, из питерского очень крутого отеля и ресторана. Девушка, которая работала на трансфере оказалось выросла на Соловках, здесь её родители, а она сама приезжает поработать на лето. Территориально же это выглядит так – стоит монастырь, спереди бухта Благополучия, очень закрытая как озеро, сзади искусственное Святое озеро, по обеим сторонам домики поселка, гостиницы, столовки и пара магазинчиков в бывших бараках.

Первые впечатления

Для начала мы выспались, так как приехали на 4 дня и могли позволить себе не спешить. “Соловки-Отель” находится несколько на отшибе, после него уже лесок и берег Белого моря. Номера маленькие, деревянные, слышимость стопроцентная. Детей поразила шкура медведя, висящая на лестнице и породила много обсуждений на тему какие опасные звери здесь водятся и придут ли они сюда. В конце концов поверили папе, что это был последний медведь, а остались здесь одни только зайцы.

nasolovki10Итак, все дороги ведут к монастырю. Первое что бросается в глаза – это его стены. Сложенные из огромный валунов, приземистые, внушительные, (до сих пор загадка как их строили), производят впечатление немой торжественности, спокойствия и незыблемости. Идём, не знаем где бы войти, в стенах встречаются деревянные двери, из которых то и дело входят и выходят паломники.  Входим, как оказалось через Никольские врата. Попадаем прямо… на стройку. Повсюду строители в спецовках, трактора, паломники, половина монастыря в лесах.solov7 Как потом выяснилось нам “повезло” – реставрации такого размаха монастырь еще не знал:) Озадаченные мы покинули монастырь до следующего раза. Кстати говоря, поселок мне совсем не понравился – грустный и неказистый, в отличие от  монастыря, который хоть и весь в лесах, прекрасно вписывается в северную красоту природы островов.

Начался дождик, как-то уныло и серо. Детям поднимали настроение местными козулями. Вечер провели на берегу Белого моря, у Переговорного камня, где были выложены лабиринты на манер настоящих, древних (настоящие находятся на Заячьем острове). Дети бегали по лабиринтам, бросали камни в воду. А в лесу оказалась тьма черники и грибов.

Велопрогулка

Следующий день мы решили провести на велосипедах (600р за сутки, 150р – час). Хоть и разрекламированы были местные прокаты в интернете, подходящего детского велика для Никиты в них не нашлось. Зато нашлось два детских кресла. И вот Никите, который этим летом освоил двухколесный велосипед выпала уникальная возможность покататься в кресле. А мне – с нагрузочкой в виде Глеба. Никогда не катала ребенка в кресле, особенно по лесным дорогам, но это оказалось очень легко и просто! Дороги на островах надо сказать для велосипедов хорошие, но нескучные. То подъемчики, то спуски, то болотца, то камни. А по краю дороги – сплошная черника. Кажется – протяни руку и на ходу соберешь горсть. Единственное, что неудобно с ребенком – это останавливаться. Отстегни, пристегни, а не снимешь его, так велосипед тяжело держать, равновесие теряется, ничего сделать невозможно, даже воды попить. А детям – счастье. Едут смеются в голос, ещё подгоняют – обгони, обгони.

День у нас делился по режиму на две части – до обеда и сна и после. До сна съездили на пробу сил поближе, на 4 км – в Филиппову пустынь. Но как-то поехали не туда – заехали на лодочную станцию (вроде 6 км). Тоже хорошо. Узнали, что до 7 лет детей в лодки не сажают, но  в качестве информации: можно взять лодку по часам (900р – час) и поплыть по разным маршрутам – по каналам – везде карты и указатели. Мне показалось это очень здорово, но нам пока недоступно. Потом мы все-таки доехали до Филипповой пустыни. Она совсем еще не восстановлена. Только кельи и Поклонный крест. И котёнок. Дети стали так бурно с ним играть, пришлось ехать дальше.

После сна решили доехать до дамбы, которая значилась в путеводителе как уникальное гидротехническое сооружение, и Свято-Сергиевского скита. То есть уже на расстояние в 12 км. Дорогу преодолели прекрасно, местами гнали в своё удовольствие под довольный смех и визг малышни в багаже. Постоянно встречаются пешие туристы или велосипедисты. За 2 часа доезжаем до дамбы. Валунная дамба, “каменный мост” соединяет остров Большая Муксолма и Большой Соловецкий остров – опять так же рука неизвестного строителя как и у стен.

Я бы сказала чудесное соединение природной водной стихии и человеческого труда. Пример того как человек должен возделывать землю, преображать тернии и запустение. На Соловках всё так. Если вносятся изменения в природные системы, то получается во благо, а ведь это так редко бывает. Прорыто 52 канала, осушились болота, создали искусственное озеро для забора воды на нужды монастыря. И до того все продуманно устроено, что работает до сих пор, а учёные не понимают за счет чего, но влезать в отлаженную систему бояться.

Дальше  не пошли, скит вроде как не восстановлен. На велике дамбу не проедешь – камни. А дорогие мои малыши то и дело норовят свалиться вниз – всё кидают камни без конца и от края их не оторвать. Кое-как доходим до середины и устраиваем привал с булками и морсом (мы открыли для себя два магазинчика “монастырская трапеза” с выпечкой и морсом и активно закупаем). Пока сидели, что-то у края очень сильно плюхнуло – будто кто-то кинул огромный камень. Всматривались долго в воду, но так и не поняли, хотя стало жутковато.

Монастырь

Каждое утро в 11.00 проходит трехчасовая экскурсия по монастырю. Один день пошёл отец, один день мать. Детей (себя:) решили оградить от этой радости. Без иронии. Потому что экскурсия мне очень понравилась. А дети в это время прекрасно резвились у Святого озера, даже мочили ножки и наблюдали за купающимися энтузиастами. Дни выдались солнечные и теплые для этих мест (+18 что ли).

Вот мы и познакомились с историей монастыря. Она действительно впечатляет. Удивительный, своенравный, возносился и низлагался. В каждой эпохе он отразился и сыграл свою роль. Даже удивительно как при таком отдалении и оторванности от материка  постоянно участвовать в жизни страны. И как же он мудро устроен. Идеальное хозяйство. Автономное, самодостаточное. И красивое, гармоничное.

А потом была служба с акафистом преподобным, потом мы водили детей на причастие, и вся эта стройка отодвинулась на задний план, а появилось ощущение близости святости, духовных подвигов Соловецких святых. Остров пропитан этим духом высоты и стремлением к Небу. Только чувствуется это может быть не сразу… и не всеми…и по-разному…

Лагерь

Честно говоря я боялась соприкасаться с лагерной темой и думала как бы её избежать на Соловках. Но на удивление, напоминаний о лагере было не больше, чем других о исторических периодах. История островов и монастыря все-таки намного больше лагерных лет. В последний день мы решили опять взять велосипеды и проехать до Секирной горы, самой высокой точки островов. С одной стороны на гору ведет пологая дорога, с другой – крутая лестница в 250 ступеней. На вершине горы стоит церковь Свято-Вознесенского скита, беленькая, однокупольная, скромная и простая, во времена лагеря здесь был штрафной изолятор, рядом проводили расстрелы, сейчас там кладбище. Спустились ниже – к Поклонному Кресту о всех погибший заключенных. Здесь же небольшие стенды с выдержками из воспоминаний бежавших, надо же были и такие – бежавшие! Больше всего меня поразило, что были письма заключенных домой, которые нашли в наше время, заткнутые за обшивки крыши. Люди…судьбы… А теперь здесь так тихо и мирно. Так хорошо ехать обратно, дорога через лес, чистое небо, солнышко то и дело появляется, столько ягод и грибов – видно прямо с дороги. И здесь гибли люди, и от голода, и от холода. Не верится, что такие места стали местом мучения, а вот мы теперь едем здесь на велосипедах, отдыхаем. Мы ведь наследники всего этого…Надо помнить. А хорошо так стало, будто душа отчистилась, чужими страданиями?…

Домой, вернее на берег уезжали вечером, трансфер обратно отель нам предоставил бесплатно, спасибо детям – это они решили орать и валяться на полу на ресепшене, пока мы выясняли цены на такси. Никто не понял, что они так играли. Погода стояла ясная, кучи чаек увязались за кораблем и плыть обратно было веселее. Никита дорвался до фотоаппарата, прошелся по всем пассажирам и запечатлел на память. А дальше на стоянку, в машину и в Питер. Пролетая по дороге Карелию, Петрозаводск, практически без остановок, в окошко наблюдая как меняется пейзаж, как исчезает карельский лес, отмечая про себя где поворот на Валаам, где на Тихвин, куда ещё надо будет вернуться.